Вход / Регистрация
14.12.2024, 11:04
ВОСПИТАНИЕ НА ВЫСШИХ ИДЕАЛАХ
На сегодня среди известных науке типов воспитания особое положение занимает религиозное или церковное воспитание. Поскольку верующие люди по статистике составляют около 90% человечества, роль данного типа воспитания велика. Имеет ли оно перспективы для развития в современном российском обществе? Какие плоды способно принести? С каких конкретных шагов целесообразно начинать его внедрение в жизнь?
В психологии воспитание рассматривается в первую очередь как деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих условия для его развития, подготовки к общественной жизни и труду.
По определению академика И.П. Павлова, воспитание - это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции.
Дефекты воспитания являются своеобразным «браком» воспитательного процесса. Они могут быть относительно безвредными, но могут и представлять существенную опасность как для самого воспитуемого, так и для его окружения и среды обитания. Причинами возникновения таких дефектов могут быть по отдельности или в совокупности следующие факторы:
• расстройства здоровья индивида (особи);
• особенности среды, в том числе социальной;
• наследование дефектов воспитания;
• дефицит ресурсов;
• издержки технологии и методологии воспитания.
Наличие дефектов воспитания может проявиться в дальнейшем в виде различных форм отклоняющегося поведения у человека. Отсутствие должного воспитания приводит к задержке умственного развития, искажению процесса формирования социально-необходимых для жизни в человеческом обществе ролей.
Широко распространенное в нашей стране светское воспитание имеет целью привить человеку культуру поведения в обществе и несет исключительно социальное значение. Для формирования личности культурного светского человека и привития ему необходимых алгоритмов общественно приемлемого поведения не требуется посвящения его в глубинные тайны мира.
Это похоже на обычную дрессировку животных с моделированием необходимых ситуаций и выработкой рефлекторных навыков, только вместо животного выступает человек.
Светскому воспитанию присущи свои существенные минусы. Если жизненные ситуации становятся нестандартными, человек теряет понимание того, как ему следует себя вести. Такое явление массового характера наблюдалось при распаде СССР.
Другой недостаток светского воспитания состоит в том, что социальная жизнь постоянно развивается, вызывая изменения социальных стереотипов воспитания, и в результате на каждом новом жизненном витке снова и снова неизбежно возникает конфликт и непонимание поколений. Т.е. светские воспитательные стереотипы при переходе от поколения к поколению перестают работать.
Кроме того, разные социальные группы и слои могут требовать от человека совершенно разных моделей поведения, поэтому часто человек под давлением других людей и жизненных обстоятельств отходит от привитых ему в детстве и юности социальных стереотипов и даже полностью их меняет.
Правильное религиозное воспитание обладает в этом отношении неоспоримым преимуществом. Оно имеет не только социальное значение, но и надрациональное содержание. Оно выводит человека в более широкую систему координат, формирует у него глубокий мировоззренческий и духовный стержень, который может противостоять любому набору обстоятельств и воле других людей, стремится в идеале к воплощению в человеке не светского, а высшего религиозного образа Создателя.
Перед религиозным воспитанием нет задачи рационально аргументировать смысл заранее заготовленных выводов. В этом вопросе сторонники идеи религиозного воспитания солидарны с Зигмундом Фрейдом, который определил воспитание как процесс побуждения к преодолению принципа удовольствия и к замещению его принципом реальности. Историческая практика показывает, что единственно надежным мотиватором к преодолению принципа иррационального удовольствия является вера в Бога.
Однако и такая воспитательная система может оказаться бесполезной при явном разрыве между социальной реальностью и мировоззренческими постулатами.
Для успеха вся общественная жизнь в идеале должна быть построена на религиозном мировоззрении и пронизана им, начиная от государственного устройства и заканчивая семейным укладом.
Если единая религиозная социальная система координат не создана, то и религиозное воспитание будет крайне затруднительно реализовать, ибо разрыв между социальной реальностью и философско-религиозным мировоззрением неизбежно породит в душах и разуме людей противоречия.
Нечто подобное произошло в императорской России, когда всеобщее воспитание было христианским, а социальная жизнь стала протекать в социал-дарвинистских координатах. Этот разрыв сыграл значительную роль в государственной катастрофе начала ХХ века.
Есть ли реальные перспективы у тесно связанной с религией модели воспитания в наши дни? Несомненно, да, и особенно благоприятна она для применения в казачьей среде. Если воспитывать молодых казаков как динамическое ядро русского народа в условиях особого положения этого этноса, это «ядро» впоследствии сможет помощь русским людям возвратить свою духовную идентичность, ощутить взаимную общность и выжить как народу.
Воспитать когорту людей с выдающимися интеллектуальными, духовно-психологическими и физическими данными, которые со временем будут способны принять на себя ответственность за свою жизнь и жизнь окружающих людей, вполне возможно. Об этом свидетельствует положительный опыт взращивания личностных качеств у воспитанников казачьих кадетских классов государственного бюджетного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 393 г. Москвы.
Казачьи кадетские классы были созданы в школе № 393 в апреле 2010 года по инициативе ее директора Валентины Захаровой.
Их первоочередными целями и задачами являются подготовка и воспитание разносторонних и дисциплинированных граждан, которые смогут служить Отечеству на военном и гражданском поприще; развитие личностных и творческих качеств, ведущих к становлению активной жизненной позиции; воспитание учащихся в духе любви к Отечеству, верности долгу, духовным ценностям и памяти предков.
В казачьи кадетские классы принимаются дети обоего пола, причем не только православные, но и дети из семей, относящих себя к другим конфессиям. Обучение в кадетских классах проходит в рамках школьной программы со специальными дополнительными предметами, которая включает в себя экскурсионный цикл и комплекс военно-спортивных лагерей (сборов).
Ученики кадетских классов регулярно принимают участие в торжественных мероприятиях: парадах, молебнах, крестных ходах, концертах, творческих ярмарках.
Для сравнения уровня развития творческих, адаптивных, лидерских и исследовательских умений и навыков были взяты две группы детей 11-летнего возраста - 58 обычных школьников и 58 учащихся кадетских казачьих классов этой же школы.
Результаты исследования, в частности, показали, что уровень ответственности в учебе у детей в казачьих классах превышает примерно на 10 % этот показатель у обычных школьников.
Зато по шкале конфликтности дети из обычного класса превзошли сверстников-казаков примерно на 25%, а по уровню тревожности лучше их на целых 30%!
Безусловно, полученных данных еще недостаточно, чтобы безапелляционно говорить о превосходстве системы религиозного воспитания над светской моделью. Для корректного сопоставления возможностей двух разных воспитательных подходов важно собирать и анализировать информацию, поступающую из казачьих кадетских классов в масштабах всей России. Только тогда можно будет узнать, как выглядят казаки-кадеты на фоне своих сверстников, обучающихся в обычных общеобразовательных классах.
Единственно, хотелось бы добавить, что кадровая работа при подборе педагогов в кадетские классы не должна быть спешной. Грамотный подход к делу формирования корпуса офицеров-воспитателей имеет немалое значение. Неуправляемое становление педагогического коллектива, в отсутствии четкого единоначалия, может вовлечь его в серию межличностных конфликтов, что подвергнет опасности сам духовно-воспитательный процесс.
Очевидно, что сегодня наша социокультурная популяция (народ) дошла до того крайнего предела выработки своего ресурса, что спасти ее могут только экстраординарные меры.
Одного внедрения в жизнь религиозной модели воспитания недостаточно, необходимо формирование нового типа государственного устройства на основе старых испытанных мотивационных структур.
Для этого в течение ближайших лет целесообразно было бы, например, сформировать корпус религиозных специалистов и педагогов, создать сеть элитных (по уровню и качеству нагрузки) учебных заведений, где будет даваться системное профессиональное и религиозное воспитание.
Весьма полезной представляется учреждение системы поощрения нравственного поведения, а также практика поощрения создания детских патриотических организаций с духовным компонентом, находящихся под контролем государства.
Все это в совокупности если не приведет к раю на земле, то позволит выжить нашему народу и сформирует условия для его процветания.