/ Новости сайта / Синодальный Комитет РПЦ по взаимодействию с казачеством / Священное Писание о дружбе и боевом товариществе

Священное Писание о дружбе и боевом товариществе





Одна из важнейших составляющих счастья - радость чистых человеческих взаимоотношений. Но только тот сможет насладиться ими, кто сам имеет открытую чистую душу. Окормляющий РКО «Юго-Восток» священник  Сергий Торнаги, доктор философии, в своем материале показывает и поясняет нам то, что говорит об этом Священное Писание.




    Библия – это книга жизни и, собственно, о жизни. Она написана местами в поэтическом, местами вповествовательном стиле и рассказывает о событиях, имевших место в далеком прошлом. Однако, это и не просто историческое повествование: то, что мы читаем в Священном Писании, существует «для нашего наставления» (Рим. 15:4), то есть в помощь. Иначе говоря, этот драгоценный текст может быть для нас важным и поучительным при рассмотрении всех сторон жизни человека, в том числе такой чистой и, к сожалению, редко встречающейся формы взаимоотношений как дружба. 
    Здесь есть и такие предостережения, которые помогут самому стать настоящим другом: «…не делайся врагом из друга, ибо худое имя получает в удел стыд и позор; так — и грешник двуязычный» (Сир.7:1). «Не выдумывай лжи на брата твоего, и не делай того же против друга» (Сир.8:12). «Не оставляй старого друга, ибо новый не может сравниться с ним; друг новый — то же, что вино новое: когда оно сделается старым, с удовольствием будешь пить его» (Сир.10:12-13).
    Есть и заботливые советы: «Если хочешь приобрести друга, приобретай его по испытании и не скоро вверяйся ему» (Сир.7:7). 
    Писание по-отечески предупреждает нас об опасностях при выборе друга: «Бывает друг в нужное для него время, и не останется с тобой в день скорби твоей; и бывает друг, который превращается во врага и откроет ссору к поношению твоему. Бывает другом участник в трапезе, и не останется с тобою в день скорби твоей. В имении твоем он будет как ты, и дерзко будет обращаться с домочадцами твоими; но если ты будешь унижен, он будет против тебя и скроется от лица твоего. Отдаляйся от врагов твоих и будь осмотрителен с друзьями твоими» (Сир.7:8-13).
    Раскрывая значение дружбы в нашей жизни, пишется так: «Верный друг — крепкая защита: кто нашел его, нашел сокровище. Верному другу нет цены, и нет меры доброте его. Верный друг — врачевство для жизни, и боящиеся Господа найдут его. Боящийся Господа направляет дружбу свою так, что, каков он сам, таким делается и друг его» (Сир.7:14-17).
    В качестве иллюстрации реальной возможности такой благословенной Богом дружбы в Священном Писании Ветхого Завета мы находим повествование о дружбе Давида и Иоанафана. 
    Псалмопевец и сын первого израильского царя Саула стали дружны после испытаний, выпавших на долю народа во время битвы с филистимлянами, в которой Давид сразил великана Голиафа. Мужество и находчивость этого юноши, его преданность Всевышнему и всецелое упование на Бога произвели такое впечатление на Ионафана, который и сам был отважен, что до самой смерти они были крепко привязаны друг к другу тесными дружескими узами. «…душа Ионафана прилепилась к душе его, и полюбил его Ионафан, как свою душу» (1Цар.18:1). 
    Несмотря на то, что Царь Саул возненавидел впоследствии Давида, и за дружбу с ним мог наказать своего сына, Ионафан все равно не боялся признать, что хорошо относится к Давиду и часто рисковал собой ради друга. «И известил Ионафан Давида, говоря: отец мой Саул ищет умертвить тебя; итак берегись завтра; скройся и будь в потаенном месте; а я выйду и стану подле отца моего на поле, где ты будешь, и поговорю о тебе отцу моему, и что увижу, расскажу тебе. И говорил Ионафан доброе о Давиде Саулу, отцу своему, и сказал ему: да не грешит царь против раба своего Давида, ибо он ничем не согрешил против тебя, и дела его весьма полезны для тебя; он подвергал опасности душу свою, чтобы поразить Филистимлянина, и Господь соделал великое спасение всему Израилю; ты видел [это] и радовался; для чего же ты хочешь согрешить [против] невинной крови и умертвить Давида без причины? И послушал Саул голоса Ионафана и поклялся Саул: жив Господь, [Давид] не умрет. И позвал Ионафан Давида, и пересказал ему Ионафан все слова сии, и привел Ионафан Давида к Саулу, и он был при нем, как вчера и третьего дня» (1Цар.19:2-7).
    Через некоторое время преследование Давида Саулом стало столь сильным, что юный пророк был вынужден бежать и скрываться. Ионафан снова помог другу и посодействовал тому, чтобы Давид мог скрыться в безопасное место. «И отвечал Ионафан Саулу, отцу своему, и сказал ему: за что умерщвлять его? что он сделал? Тогда Саул бросил копье в него, чтобы поразить его. И Ионафан понял, что отец его решился убить Давида» (1Цар.20:32-33).
    Многолетние скитания помазанного пророком Самуилом будущего царя-псалмопевца, наполненные испытаниями, не позволяли встретиться друзьям. За это время Ионафан смог повидать Давида только один раз. Несмотря на долгий разрыв в общении, дружба их оставалась надежной и твердой. «…Давид поднялся с южной стороны и пал лицем своим на землю и трижды поклонился; и целовали они друг друга, и плакали оба вместе, но Давид плакал более. И сказал Ионафан Давиду: иди с миром; …говоря: "Господь да будет между мною и между тобою…» (1Цар.20:41,42). Дружба Давида и Ионафана сформировалась на основе глубокого взаимного уважения, которое, в свою очередь, коренилось в общих духовных ценностях – крепкой любви к Создателю. У них были честные и прямолинейные отношения, и они доверяли друг другу. Дружба с Давидом не давала Иоанафану никакой выгоды или пользы, напротив, он мог пострадать за нее. Однако бескорыстие Ионафана, которое он проявлял к Давиду, и сегодня служит для нас выдающимся примером и показывает, как на деле благородное сердце воплощает библейский принцип: «…прежде, нежели умрешь, делай добро другу, и по силе твоей простирай твою руку и давай ему» (Сир.15:13).
    Когда же Иоанафан погиб,  Давид разорвал свои одежды и воскликнул слова полные чувства горечи от потери близкого человека: «Скорблю о тебе, брат мой Ионафан; ты был очень дорог для меня» (2Цар.1:26).
Повествование об этой дружбе не могут оставить равнодушными, наверное, никого.
    Однако какие же еще советы и предостережения можно обнаружить нам в Священном Писании, которые пригодились бы в деле сохранения дружбы? Думаю таковых много. Всего, пожалуй, и не вместить в один материал. 
    Можно напоследок вспомнить еще раз, что: «Открывающий тайны потерял доверие и не найдет друга по душе своей. Люби друга и будь верен ему; а если откроешь тайны его, не гонись больше за ним: ибо как человек убивает своего врага, так ты убил дружбу ближнего; и как ты выпустил бы из рук своих птицу, так ты упустил друга и не поймаешь его; не гонись за ним, ибо он далеко ушел и убежал, как серна из сети. Рану можно перевязать, и после ссоры возможно примирение; но кто открыл тайны, тот потерял надежду на примирение» (Сир.28:16-23).
    Не будем же терять дружбы, дорогие братья и сестры, но будем помнить ее великую ценность, которая подчеркнута словами Священного Писания так: «Верный друг — врачевство для жизни» (Сир.7:16), и мы с вами знаем, что только «боящиеся Господа найдут его» (Сир.7:16).

   Фото с сайта Кадетских Казачьих Классов московской школы № 393.


Поделитесь в социальных сетях
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Календарь
«  Сентябрь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0