О НАШЕМ ПОКЛОННОМ КРЕСТЕ...
Прошёл год с того мартовского дня, когда был совершен кощунственный акт, был спилен и низложен Поклонный крест, установленный в ознаменование начала строительства храма св. мц. Татианы Римской в Люблино.
Это происшествие глубоко взволновало весь приход. Мы восставили этот крест, поклоняемся ему, но воспоминания того дня сегодня вновь оживают в памяти. Настоятель храма святой мученицы Татианы в Люблино, отец Иоанн Коваль, поделился со всеми братьями и сестрами своими воспоминаниями и размышлениями о том печальнопамятном дне.
Чем дальше от нас тот день, тем труднее воспроизвести всё, что тогда было пережито нами. С одной стороны, это было страшное кощунство, которое отозвалось болью в сердцах всех наших прихожан и не оставило никого равнодушным. С другой стороны, можно увидеть в этом некую честь Господа, давшего нам пережить с Ним боль, потому что Господь всегда гоним в мире. В радостных общественных церковных празднованиях не всегда помним об этом, забываем о том, что Господь распят этим миром, отвержен им. Это событие дало нам возможность пережить это с особой глубиной. Есть ощущение того, что Господь вызвал нас соучаствовать в Своих страданиях, потому что Крест – это образ и страдания Господа и Его победы над этим миром.
Мне запомнилось, как быстро эта весть облетела весь интернет, попала в заголовки новостей и новостные ленты всех передач. К нам толпами приезжали журналисты с телевидения, и досадно было, что никого не интересует восстановление креста. Вот скандальная новость становится всем интересна, о ней нужно говорить, а о победе над пошлостью, над цинизмом, над этими нечистыми действиями, чтобы крест снова засиял, что Господь не бывает поруган, об этом говорить не захотели. Это уже не новость, это уже не интересно.
Для нас, прихожан, важен итог всего того, что произошло тогда.
Для нас важна не только драма поругания, сам акт, но также важна наша реакция на это. Господь нас действительно учит тем, что с нами происходит. Учит не только бережному отношению к святыне, но и хочет, чтобы мы задумывались о нашем месте в этом мире. Показывает нам, что есть в мире некое зло, прикрытое, порой незаметное, которое может набрать силы и выплеснуть свою агрессию против церкви. Это зло существует в мире помимо нас. И мы не можем его совершенно истребить, так же, как никто не смог поймать того преступника. Мы не можем людей убедить не рубить кресты. И в этом смысле приходит осознание присутствия себя на каких-то военных действиях, когда враг воюет с церковью. Это прикрыто, незаметно…
Но вот враг оскалился и стали видны его зубы. И очень важно почувствовать себя на этом поле битвы. Почувствовать меру своей личной ответственности за поступки, слова, действия. Потому что все, что происходит у нас в храме, имеет как-бы еще одно измерение. Потому, что это касается не только меня, моего спасения, моей души, но и есть некий срез происходящего с нами, со всем приходом, осознание того, что мы участвуем в этой борьбе против зла в мире. Вот это особенно остро я почувствовал тогда. И для меня было важно, что крест засиял с новой силой, что он действительно оказался еще красивее, что он укреплен так, как не был укреплен до этого. Сострадание к кресту вызвало в нас особую любовь, и люди стали чаще подходить к нему. Он стал более дорогим, важным, нужным для нас.
Крест – это знак присутствия Христа, который победил мир и одновременно остается распятым, пока этот мир не прекратит свой жизненный путь. Господь остаётся Богом, приносящим Себя в жертву за нас. Крест - это видимый знак и напоминание о том, что Он пришел в наш мир, чтобы разделить, чтобы в этой войне взять нас на Свою сторону и записать нас в ряды Своих воинов.
Такие мысли, воспоминания приходят на сердце.
Крест с холмика смотрит на нас, на наш храм, и, как бы, следит, что же здесь происходит у его подножия.
Мне радостно, что празднуя годовщину восстановления креста, он уже видит, что работы над храмом, строительство которого он знаменует своим присутствием, продолжаются. Он видит, что не зря стоит, как часовой на посту, что дело, которое он охраняет и освящает своим присутствием, живет. И не только в маленьком временном храмике, но и на этом участке, где воздвигается его большой собрат.
Символично то, что это событие произошло на Крестопоклонной неделе. Особое прославление креста совпало с восстановлением нашего низверженного Поклонного креста. В этом смысле крест, который мы прославляем в храме, соединенный с этой историей поругания и восстановления конкретно нашей святыни, становится более реалистичным, т. к. связан с нашей жизнью, нашим временем. Теперь это не просто воспоминания давно минувших событий, а реальное ощущение шагнувшего из древних времен креста. Это делает наш праздник более глубоким, явным, насущным, актуальным. Мы переживаем значение креста в нашей жизни более глубоко и прославляем его от всего сердца.
Великим Постом крест воздвигается и богословски раскрывается, как некое «благосеннолиственное древо», т. е. дерево, дающее благую тень от своих изобильных листьев, дабы изнурённый постом или утомлённый путник нашли под его сенью успокоение и подкрепление в своём пути. В этом смысле наш крест, который мы прославляем Великим Постом, также нас осеняет, поддерживает и укрепляет на пути к Пасхе Христовой.
Хотелось бы, чтобы дважды в году поклонение нашему кресту стало доброй традицией: 3 сентября, когда Поклонный крест был установлен, и на крестопоклонной неделе Великого Поста.
Храни Вас Господь.