Вход / Регистрация
14.12.2024, 08:28
Можно ли христианину быть воином?
Сегодня сайт публикует размышления на насущную тему окормляющего священника
РКО «Юго-Восток» иерея
Сергия Торнаги.
Желающие видеть христиан беззащитной жертвой своим безбожным страстям указывают нам, что в Новом Завете не упоминаются воины-христиане, а потому, дескать, христианин не может быть воином. Такие заявления абсурдны уже потому, что вообще мало какие профессии упоминаются в Новом Завете? Не станем же мы делать вывод, будто представителей этих профессий нужно изгонять из Церкви?
Следующим как им кажется неоспоримым доводом является то, что в Гефсиманском саду, когда Петр отрубил мечом ухо рабу одного из первосвященников, Спаситель сказал ему: "возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут” (Мф.26:52).
Что здесь имеет в виду наш Господь? Именно то, что принимая самочинно на себя права судить и наказывать, мы забываем, что пытаемся узурпировать функцию Бога. Также непозволительно частному лицу принимать на себя функции государственных органов. Такое высокомерие ведет к анархии и всеобщей беде. Однако обратим внимание и на то, что Христос не повелевает апостолу Петру выбросить меч вообще, но только вложить его в ножны. Если нам, паче чаяния, придет в голову понимать эту фразу буквально, то мы рискуем дойти до бессмыслицы. Ведь известно, что далеко не всякий взявший в руки оружие, погибает от оружия. Поэтому важно знать, от какого именно меча. Блаженный Иероним раскрывает нам смыл данного отрывка из Священного Писания. В духовном смысле в адском огне погибает инициатор нападения, – «от того меча огненного, который обращается перед раем (см.: Быт. 3: 24), и от меча духовного, который описывается среди всеоружия Божия» (см.: Еф. 6: 11–17)
[Иероним Стридонский, блаженный. Толкование на Евангелие от Матфея (http://www.magister.msk.ru/library/bible/comment/ieronim/ierons02.htm).].
Наоборот, в Библии мы находим рекомендации в деле самоорганизации при подготовке к сражению: "Предприятия получают твердость чрез совещание, и по совещании веди войну.” (Прит.20:18); "некоторые гибнут от беспорядка” (Прит.13:23). Однако видим там и напоминание, что результат войны зависит лишь от Бога: "Нет мудрости, и нет разума, и нет совета вопреки Господу. Коня приготовляют на день битвы, но победа – от Господа” (Прит.21:30-31). Именно это имелось в виду в словах великого русского полководца Александра Васильевича Суворова, когда он говорил: «Каждый воин должен понимать свой маневр». Знать свою роль и предназначение в духовно-физической борьбе защитника Святого Православия и Отечества.
Много в Писании афористичных выражений, предназначенных положить на сердце печать принципов жизни. Здесь мы читаем: "Будь мужествен, и будем стоять твердо за народ наш и за города Бога нашего, а Господь сделает, что Ему угодно” (2Цар.10:12); "Спасай взятых на смерть, и неужели откажешься от обреченных на убиение?” (Прит.24:11); "не бойтесь их; помните Господа Великого и страшного, и сражайтесь за братьев своих, за сыновей своих и за дочерей своих, за жен своих и за домы свои” (Неем.4:14); «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим.5:8).
«Время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру» (Еккл. 3: 8). Эта фраза как будто бы предусматривает определенное место для войны в условиях нашего падшего мира.
Враги нашего спасения утверждают, что ранняя Церковь не одобряла ратный труд военных. Это чистое пустословие. Так как не только жизнь Святой Православной Церкви, но и научные, археологические данные обличают этих витиеватых болтунов. К примеру, этот древний папирус.
Этот отрывок из Евангелия был найден в Египте в 1920 г. исследователем Бернардом Гренфеллом в походном ранце солдата Римской империи. Фрагмент Священного Писания содержит отрывок из 18-й главы Евангелия от Иоанна, повествующий о беседе Христа с Пилатом во время суда. Найден он в Нижнем Египте. На основании стиля, в котором написан документ, он датирован первой половиной II в. от Р.Х. Манускрипт в научной литературе получил наименование «папирус Райленда», или «папирус p52».
Давайте же выясним, как именно в Библии выражено отношение к воинам и их служению. Читаем о беседе Иоанна Крестителя: "Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем” (Лк.3:14). И здесь мы не обнаруживаем никакого запрета на воинское дело.
Апостол Павел не видит препятствия брать в качестве примера дисциплинированного солдата: "Преподаю тебе, сын мой Тимофей, сообразно с бывшими о тебе пророчествами, такое завещание, чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин” (1Тим.1:18; см. также 2Тим.2:3). Вряд ли апостол стал бы советовать ученику брать пример с дурных людей.
Да и сам Господь наш Иисус Христос, давая восторженную оценку веры сотника (который молил об исцелении своего младшего боевого товарища), не запрещал ему служения. Иначе бы он, как иным, прощая грехи, сказал бы: "Иди и впредь не греши" (Ин. 8:11).
Священное Писание в Ветхом Завете часто дает благословение военным и духовным вождям народа Божия, вынужденным вести войну: «Человек мудрый силен, и человек разумный укрепляет силу свою. Поэтому с обдуманностью веди войну твою, и успех [будет] при множестве совещаний» (Прит. 24: 5–6); «Предприятия получают твердость чрез совещание, и по совещании веди войну» (Прит. 20: 18), «Не советуйся… с боязливым о войне» (Сир. 38: 11).
То, что полководцу необходимо внимательно и обдуманно подойти к планированию боевой операции, взвешивая все «за» и «против» и обсуждая это на военном совете, указывает и Господь, через богодохновенные притчи: «Какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами?» (Лук. 14: 31)
Итак, мы видим, что и в Писании нигде нет порицания воинскому званию, что непременно было бы, если бы воинская служба противоречила нравственному достоинству христианина. Апостольское правило, призывающее: «Каждый оставайся в том звании, в котором призван» (1 Кор. 7: 20) - позволило состоять в рядах римских легионов и солдатам-христианам, когда те еще не могли и мечтать о христианском государстве.
А потому оставим лишние рассуждения, опасные мысли и сомнения, которые не только враги веры, но и выбора жизненных ориентиров. Апостол Иаков начертал замечательный образ: «Сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой» (Иак. 1: 6). А Господь дает нам замечательный пример сочетания здорового критического мышления и определения базовой точки опоры для выбора жизненной позиции. Сказано: «Во всем удостоверяйтесь, твердо держитесь лучшего!» (1 Фес. 5:21) Оставим дискуссии с еретиками для миссионеров. Удостоверившись в ложности антиправославных умствований, примемся собирать лучшее и полезное для наших побед.